НЕСКУЧНАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ НЕГЛУПЫХ ЛЮДЕЙ

 
НА ПЕРВУЮ
НОВОСТИ
АСТРОПРОГНОЗ
РЕДАКЦИЯ
ССЫЛКИ
АРХИВ
ПИСЬМО
ГАЛЕРЕЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
СМОТРЕТЬ
ПИСАТЬ


Искать в Мегаэнциклопедии Кирилла и Мефодия:


TopList

 

Страдания по «Рейнджеру»

История одного обмана

Дело, с которым Николай Григорьевич Гранов бьется уже 10 лет, на первый взгляд, не представляется сложным. 16 апреля 1991 года он в числе других работников орского механического завода внес в кассу родного предприятия, на котором продолжает трудиться по сегодняшний день, 30 тысяч рублей (теми деньгами) на приобретение автомобиля.

Об этом крикливо взывали вывешенные объявления и экстренные сообщения по селекторной связи. Даже отгул он тогда себе оформил, чтобы объехать всех родных и занять у них денег.

То было время тотального дефицита, когда не то что машину, кастрюлю без записи, бывало, не купишь. Больше самого Николая Григорьевича желанием поменять их старенький «Запорожец» на заграничный «Рейнджер» супруга его Татьяна Ивановна тогда загорелась. Да так и не дождалась нового автомобиля. Расстраивалась до последнего. Машины нет, а обстановку, книги и вещи из дома продали, чтобы рассчитаться с долгами.

И уже будучи совсем больной, мужу жалобы писать помогала. Прокурору, председателю област-ного суда. Ответы приходили мудреные, а дело все равно с места не двигалось.

Так и обивает до сих пор Николай Григорьевич пороги судов. Нервы, время и деньги свои тратит. Свидетелей, справки разные собирает. А воз, как говорится, и ныне там.

А ведь какой сказкою их тогда заманили!

«Автокам-Рейнджер» должен был являть собой машину совершенно новой, неведомой не только россиянам, но и всему миру марки. Комплектующие для него от разных иностранных фирм поступать должны были. Теперь, если вдуматься, абсурдным это представляется, а тогда за оригинальную идею выдавалось. Поговаривали, что новый автомобиль будет 8-местным и полно-приводным — это уже точно. Первую партию к декабрю 1992-го, вторую к июлю 1993 г. обещали поставить. И это в то время, когда в очередях за машинами пятилетками маялись!

Договор был заключен на приобретение 34 автомобилей. На 25 деньги сдали работники завода, на остальные — частная фирма. В роли поставщика выступало научно-производственное объединение «Скат-5С» из Елабуги.

И тут нам не обойтись без небольшого исторического экскурса. Под влиянием демократических преобразований в стране зарождались новые экономические отношения. Был как раз тот период, когда «верхи» не могли, а «низы» не хотели жить по-старому. Но доживавшая свой век идеология все продолжала ошарашивать народ громадьем несбыточных планов. С легкостью необыкновенной каждой советской семье пообещали тогда отдельную квартиру и с отважностью Дон Кихота взялись одолеть пьянство.

Как раз в это время в Елабуге медленно умирала стройка тракторного завода-гиганта. Но подстегнутые горбачевским ускорением министры враз переориентировали ее на народное благо. «Вместо гиганта тракторного будет гигант автомобильный! — возвестили они на всю страну. — На 900 тысяч малолитражек в год!»

И сроки определили ударные. Принятое в июле 1988 г. постановление Совмина СССР назначило ввод первой очереди в 1991 г., второй — в 1993 г., третьей — в 1995 г. Экономика СССР была уже порядком ослаблена, проявлялось нарушение хозяйственных связей, а самое страшное — назревал раскол страны.

Пуск же елабужского автомобильного завода должен был подкрепляться расширением 16 действующих и 15 новых заводов. Но руководству приходилось рассчитывать лишь на помощь из-за рубежа. Возможности ее получения обсуждались на встречах с представителями «Фольксвагена», «Сузуки», «Мицубиси», «Форда». «Поставить узлы и детали для сборки — пожалуйста, — отвечали иностранцы, — а оборудование для производства — ни за что на свете!» Поэтому идея собрать автомобиль из комплектующих различных фирм, можно сказать, была продиктована самой жизнью.

Рожденный пока только в планах, автомобильный метис получил звучное имя — «Автокам-Рейнджер». Между прочим, даже на момент заключения сделки, о которой идет здесь речь, этот автомобиль так и не был сертифицирован. И МНПО «Скат-5С», можно сказать, предлагало к продаже еще не родившееся дитя.

Вполне допустимо, что действовало оно при этом из самых благих побуждений, желая как можно быстрее оживить производство вливанием денежной массы. Наверное, только о благе тружеников думали работники комитета комсомола и администрация завода, с энтузиазмом откликнувшиеся на предложение елабужцев.

Время неплатежей и откровенного надувательства тогда еще только начиналось. На приманку тогда ведь не только орчане — около 70 предприятий страны клюнули. С той лишь разницей, что на «Ормезе» деньги с людей собрали, а там более богатые предприятия их со своих собственных средств перечислили.

С юридической точки зрения, в данной ситуации «Ормез» всего лишь в роли посредника выступил. Надо сказать, руководство орского завода неоднократно принимало меры по исполнению МНПО «Скат-5С» своих обязательств.

31 июля 1995 г. делегация из Орска наведалась к руководству объединения и в ходе переговоров с его руководителем Г.Евдокимовым добилась заключения дополнительного соглашения, по которому должник обязывался вернуть деньги по курсу доллара на момент заключения сделки.

Научно-производственное объединение на тот момент уже основательно погрязло в долгах и лишилось своей собственности. Против МНПО «Скат-5С» возбуждалось дело о мошенничестве, вставал вопрос о незаконности его преобразования в общество с ограниченной ответственностью...

26 июня 1996 года иск орского механического завода к МНПО «Скат-5С» рассмотрел высший арбитражный суд республики Татарстан и вынес решение о взыскании с МНПО «Скат-5С» суммы в рублях по курсу доллара на 16 апреля 1991 года. Казалось бы, справедливость восстановлена и пострадавшим в результате сделки людям вернут назад хотя бы деньги. Но не тут-то было. По причине полного отсутствия у ответчика средств решение арбитражного суда повисло в воздухе. Тем не менее оно явилось основанием для приостановки иска пострадавших в Ленинском народном суде.

Судов обманутые покупатели автомашин прошли несколько, и все заканчивались не в их пользу. Последний состоялся в июле прошлого года. 13 так и не увидевших обещанных «Рейнджеров» заявителей потребовали от ОАО «Ормез» возмещения причиненного им в результате неисполнения договора купли-продажи ущерба, а также выплатить по 15 тысяч рублей каждому за нанесенный моральный ущерб.

В ходе судебного разбирательства судья обратилась к истцам со ставшим для них роковым вопросом: «Так вы деньги или машины требуете?»

«Нет ли тут какого подвоха? — озадачились не умудренные в юридических тонкостях искатели истины. — Деньги-то мы на автомобили сдавали. А раз нет «Рейнджеров», то пусть «Нивы» для нас поставят».

Ответили, и тем самым в ходе суда изменили свои исковые требования, которые, как оказалось, удовлетворению не подлежат, поскольку МНПО «Скат-5С» в числе действующих предприятий на сегодняшний день уже не значится, а потому и требовать автомобили, выходит, не с кого.

Между тем, в решении суда есть и такие строки: «В судебном заседании установлено, что договора на поставку автомобилей с ОАО «Ормез» истцы не заключали, а лишь передали деньги в сумме 30000 рублей каждый для приобретения машин. В связи с чем суд считает, что на возврат этих денег с учетом коэффициента инфляции они и могут претендовать».

Да, за 10 лет тяжбы этим людям следовало бы уяснить, что синица в руках лучше, чем журавль в небе.

Чем дальше отодвигается этот вопрос, тем все сложнее становится найти его решение. Ведь существуют еще сроки подачи исков и рассмотрения дел в суде. А 16 апреля текущего года исполняется 10 лет с тех пор, как работники передали заводу свои деньги.

По словам начальника юридического отдела ОАО «Ормез» В.Рузавиной, предприятие делает все возможное, чтобы вернуть пострадавшим их средства. Очередная слабая надежда на это появилась в связи с введением на МНПО «Скат-5С» конкурсного управления.

Из числа пострадавших активную борьбу за отстаивание своих законных интересов ведут 13 человек. Остальные просто махнули рукой, поставив себя в один ряд с клиентами печально знаменитых «МММ» и «Русского Дома селенга». А недавно Н.Гранов позвонил одному из таких друзей по несчастью.

«Мой супруг умер, — печально известила его жена товарища. — А мне дети так сказали: «Брось, ты, мама, за машину эту судиться. А то и ты у нас раньше времени в могилу сойдешь. Здоровье свое побереги лучше».

Здоровья, конечно, немало судебные хлопоты отбирают. Вот и Татьяна Ивановна пожила бы еще, не ввяжись они тогда в эту историю. Но отступать Николай Григорьевич не намерен. «Это как же получается? На покупку эту злополучную родной завод их сагитировал. И деньги-то они в кассу сдавали. А как возвращать — так ищи ветра в поле!» — размышляет он, садясь за руль своего старенького «Запорожца», того самого, который они с покойной женой мечтали заменить на новенький «Рейнджер».

Такая вот история. Из разряда современных. Где налицо обман, но нет виновных. А крайними остаются простые люди.

Николай КОРЖОВ.



НАЗАД  |  ВВЕРХ

НЕСКУЧНАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ НЕГЛУПЫХ ЛЮДЕЙ

Разработка, дизайн, программирование: Файман Борис © 2000
New Ведомости © 2000

Хостинг от uCoz