НЕСКУЧНАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ НЕГЛУПЫХ ЛЮДЕЙ

 
НА ПЕРВУЮ
НОВОСТИ
АСТРОПРОГНОЗ
РЕДАКЦИЯ
ССЫЛКИ
АРХИВ
ПИСЬМО
ГАЛЕРЕЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
СМОТРЕТЬ
ПИСАТЬ

Искать в Мегаэнциклопедии Кирилла и Мефодия:


TopList

 

Кто защитит невест?

О военно-патриотическом воспитании

При словах «военно-патриотическое воспитание» невольно ощущаешь скуку. На память тут же приходит надоевшее в былые годы пропагандистское долдонство, из-за которого и затерлось не лишенное благородства понятие. Немодно стало ныне высоким слогом говорить о воинской службе, а армию за последние годы не охаивал разве что ленивый.

И, надо сказать, десятилетие нагнетавшийся армейский нигилизм принес свои отрицательные результаты. Во время призывной кампании работники военкоматов хватаются за головы. Кого отправлять в армию? Из общего количества призывников только четверть попадает на службу. Командиры в частях не знают, что делать с новобранцами, которые как груши зависают на турниках и исходят одышкой на кроссах.

И вот, осознав, что с волной критики едва не выплеснули и вполне здорового ребенка, теперь вновь заговорили о военно-патриотическом воспитании.

Первой ласточкой стало, пожалуй, распоряжение главы областной администрации от 8 декабря 1998 г. «Об утверждении основных направлений работы по исполнению Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе». Вышло и несколько постановлений правительства.

А напоследок родилась государственная программа, подписанная премьер-министром М.Касьяновым, «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг.». Положительного в ней немало, однако налицо и один весьма существенный изъян. Не определены в основополагающем документе исполнители или, точнее сказать, координаторы этой многогранной деятельности.

И сегодня военно-патриотическим воспитанием всяк занимается по-своему. Отдельно — учреждения образования, отдельно — физкультурные комитеты, предприятия и т.д. «А когда в товарищах согласья нет...» — предупреждал нас баснописец...

Чтобы дело сразу пошло на лад, в Ленинском районе Орска не стали дожидаться прозрения сверху, а, собравшись вместе, глава администрации В.Уваров и военный комиссар В.Черняев (еще в феврале прошлого года) решили ввести должность внештатного помощника второго отдела райвоенкомата по работе с допризывной молодежью. И кандидатуру достойную на это место отыскали. Это старший офицер запаса А.Леонович, окончивший военно-политическую академию и 28 календарных лет прослуживший в армии. Начали они тогда с начальником второго отдела подполковником В.Крохмалюком с того, что наметили план первоочередных мероприятий. С трудом, но все же удалось собрать вместе заместителей директоров школ по воспитательной работе. На совещании обсудили задачи учебных заведений по военно-патриотическому воспитанию. И чего греха таить, многие из собравшихся об этих ЦУ еще и не ведали.

Особенно волновало А.Леоновича состояние преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В большинстве школ отсутствовали не только специально оборудованные кабинеты, но и программы по этому курсу. А уроки ОБЖ превращались в пустое времяпрепровождение. Как повлиять на эту ситуацию не наделенному административными полномочиями внештатному работнику? Анатолий Антонович начал с того, что «раздобыл» программы и выписал из Москвы комплект наглядных пособий по предмету, предложив руководителям школ поступить так же.

С самого начала хороший уровень преподавания ОБЖ стали показывать М.Павлов (школа №26), Л.Курганова (школа №19), Г.Калинин (школа №8).

За год наладились контакты со всеми учебными заведениями района, управлением образования, отделом молодежи, комитетом по физкультуре. И теперь работа по военно-патриотическому воспитанию в районе координируется вторым отделом военкомата. И главное — ей сумели придать живой, отвечающий духу молодежи характер.

Анатолий Антонович старается сделать так, чтобы мероприятия не превращались в занудную обязаловку. Поэтому даже в традиционные дела здесь стремятся внести что-нибудь новенькое. А третий этап «Зарницы» в марте провели в форме конкурса «Солдат на привале». Выдумки и изобретательности ребята проявили столько, что сам Василий Теркин, наверное, мог бы позавидовать.

До сих пор вспоминают старшеклассники, как весной прошлого года побывали они в воинской части. Их даже до мест несения боевых дежурств допустили, а потом сводили в столовую и в казармы. Гораздо больше сведений об армии они получили, чем слушая не всегда правдивые рассказы дембелей.

И какой же мальчишка не мечтает пострелять из винтовки или автомата? Впрочем, почему только мальчишки? Победителем проводившихся в этом году стрельбищ стала... девчонка! И прямо на глазах у сконфуженных представителей сильного пола ей торжественно вручили не только Почетную грамоту, но и счастливую мишень с 26 выбитыми (из 30 возможных) очками.

В школе №31 при поддержке местной организации РОСТО организован специальный автомобильный класс с углубленным изучением военного дела. В нем обучаются как мальчики, так и девочки. А при выпуске все получают водительские права категории «В». На базе этой школы действует секция парашютного спорта, занятия в которой проводят специалисты городского авиаклуба.

В конце января организацию работы по военно-патриотическому воспитанию в Ленинском районе проверяла оренбургская комиссия, которую возглавлял зам. председателя комитета обладминистрации по правоохранительным органам и военным вопросам А.Воронин. И в ясный морозный день 26 января юные парашютисты в присутствии гостей совершили свои первые прыжки, наглядно продемонстрировав приобретенные знания и навыки.

Еще одна гордость района — школа юных кадетов, которая действует на базе школы №8. Занимающиеся в ней ребята, несмотря на свой юный возраст, прекрасно справляются как с общеобразовательными дисциплинами, так и с военными. От сверстников их выгодно отличают большая организованность и ответственность. Словом, хоть маленькие, но уже военные.

Областная комиссия положительно оценила состояние работы по военно-патриотическому воспитанию в районе. Формирование взглядов, убеждений и навыков — процесс непростой. И результаты его воздействия на личность мгновенно не скажутся. Прошел всего год, за который удалось в какой-то мере сформировать систему. Безусловно, она будет совершенствоваться. Кстати, у В.Крохмалюка и А.Леоновича есть свои предложения. Они считают, что неплохо ввести должности замов глав администрации по военно-патриотическому воспитанию. Преимущество в том, что у такого ранга организатора появится возможность и административного воздействия. Ведь сегодня ни начальник второго отдела военкомата, ни его внештатный помощник власть употребить не могут и используют лишь методы убеждения, которые действуют не на всех.

Разговаривая с допризывниками, А.Леонович просит их задуматься: «Для чего нужны ВС, что грозит стране, если у нее не будет армии, кто защитит тогда мать, сестру, невесту?»

Перед отправкой на службу ребята собираются вместе в городском Доме творчества на традиционный День призывника. Так уже повелось в народе, что проводы принято отмечать не столько в слезах, сколько в торжестве и веселье.

И в Ленинском районе постарались, чтобы для молодых людей это событие имело не только семейную, но и общественную значимость.

Николай КОРЖОВ.



НАЗАД  |  ВВЕРХ

НЕСКУЧНАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ НЕГЛУПЫХ ЛЮДЕЙ

Разработка, дизайн, программирование: Файман Борис © 2000
New Ведомости © 2000

Хостинг от uCoz