Чудотворная икона обретет свой храм
Настоятель православного молитвенного дома 32-летний священник отец Александр (Александр Александрович Куцов) недавно защитил диссертацию на звание кандидата богословских наук. Это и привело меня к нему — поговорить о сфере человеческих знаний, в которую мало кто из нас посвящен.
На церковном дворе в глаза бросились ряды аккуратно складированного кирпича и остов разобранной трапезной. Выходит, разговоры о намечаемом здесь строительстве не просто слухи? И наш разговор начался именно с этой темы.
— Отец Александр, здесь планируется возведение храма. Чье это решение?
— Это моя инициатива. 10 лет, как я живу в Орске. И все эти годы вынашивал идею создания храма. Я родом из Воронежской области. И у нас такого понятия, как молитвенный дом, нет. Там везде настоящие храмы — большие, величественные. Когда приехал в Орск, мне поначалу даже как-то тяжеловато было служить. Нет акустики. По-домашнему развешены иконы...
— Церковь на какое-то время прекратит свою деятельность?
— Нет, мы планируем поэтапное строительство. Все будет зависеть от финансовой помощи, на которую мы очень рассчитываем. В этом году, если Бог даст, мы хотим построить только колокольню, в следующем — начать возводить основной храм. А на это время в колокольне будем совершать службу.
— Судя по всему, храм будет небольшим?
— Внутренний размер останется прежним. Высота изменится. Сейчас 4,60 м, а будет около 8 м, высота центрального купола (внутренний размер) — 11 метров. Колокольня — 31 метр.
— Какие будут колокола?
— Пока те, которые у нас есть, маленькие. Большие очень дорогие. Если нам помогут, то у нас будут настоящие колокола.
— А сейчас кто-то выделил средства?
— Пока никто. Все, что удалось сделать — только на пожертвования прихожан. Пользуясь случаем, обращаюсь с просьбой ко всем орчанам принять посильное участие в сборе средств для возведения храма.
— У руководителей предприятий просить помощи не пробовали?
— Руководители предприятий и коммерческих структур разводят руками и говорят: «Помочь не можем». Поэтому я этот путь отверг. Чтобы встретиться с начальником, требуется много усилий и времени. А у меня его и так нет.
— А если кто-то захочет помочь не деньгами, а материалами?
— Пожалуйста, ради Бога! Мы всякую помощь примем с благодарностью. Многие орчане здесь венчались, крестили детей, отпевали дедушек и бабушек. Сегодня храм нуждается в помощи. Мы живем в такое время, когда на пожертвования прихожан, на проданные свечи осилить такое строительство невозможно.
— Будем надеяться, что люди поддержат благое начинание. А теперь я хотел бы затронуть тему, которая и привела меня к Вам. Вы кандидат богословия. Эта ученая степень всегда сопряжена с научными изысканиями. Казалось бы, в религии все строго определено. Что тут можно открыть нового?
— Да, в религии есть догмы — то, что неизменяемо. Но если мы возьмем церковную историю, церковную археологию, нравственное богословие — это широчайшая область для творчества и научного осмысления. И у меня диссертация защищена по кафедре «История Русской Церкви». Она о местночтимой святыне Урала — Табынской иконе Божьей Матери. Но материалов, литературы о ней было недостаточно. Заканчивая академию, я задумал написать об этой иконе. Есть темы, которые защищаются, а потом оседают на книжных полках. А эта тема нужна и для богословия, и для церковной науки, истории, и для людей. Кроме того, в работе затронут важный краеведческий материал, поэтому она будет интересна многим. В общем-то, это история региона с церковным преломлением.
— Как шла работа над диссертацией?
— Сначала мне эту тему не подписывали в совете академии. То считали ее очень узкой, то научного руководителя не было на совете, то потеряли прошение. Я думаю, что для меня это была проверка на прочность — действительно ли я желаю написать об этом. То есть Господь меня испытывал: насколько велико мое желание. И вот после нескольких лет упорного натиска с моей стороны тему подписали. К моменту окончания академии в 1998 году я не успел работу защитить. Почти 2 года я собирал материал и за 6 месяцев написал и защитил диссертацию. Срок, как говорят некоторые, довольно рекордный.
— Орчане могут познакомиться с Вашим трудом?
— Работа находится в компьютере. Пока я ее не могу не то что издать, но даже сделать копию для себя. У меня только черновик. Я сделал необходимые 4 экземпляра для академии, и все...
— Вы пользуетесь компьютером?
— Нет, я нанимал человека, который мне работу печатал. В ней около 400 листов. Она хорошо иллюстрирована документами, фотографиями, автографами и т.д.
— К своему стыду, я ничего не слышал об этой иконе.
— Она явилась в Башкирии в начале XVI века в районе города Стерлитамака, недалеко от местечка Табынск монахам монастыря «Вознесенская пустынь». Икона являлась трижды. Хотя в народной памяти и первичной литературе фигурируют два явления, но я подверг критике и научному анализу эти сведения и выявил три. В начале XIX века икону обнаружили местные жители не православного вероисповедания, пастухи. Увидев христианскую святыню, разрубили ее на куски и разбросали. И были за это наказаны: ослепли. Затем по молитве одного из них Богородица даровала всем прозрение. Тот, что молился, принял святое крещение и до конца жизни сопровождал икону, рассказывая о произошедшем чуде. Этот человек прожил сто с лишним лет, но его имени история не сохранила.
После третьего явления икона стала пользоваться особенным почитанием. Эпидемия холеры, свирепствовавшая в Оренбурге, прекратилась после того, как эта икона была принесена в город и пред ней был отслужен молебен. С Табынской иконой обошли весь город. После этого ежегодно и Оренбург, и другие селения и города принимали эту икону у себя, и множество чудес, исцелений происходило от нее.
В 20-е годы икону увезли с собой в Китай казаки атамана Дутова. После этого ее следы теряются. Есть две версии, где сейчас находится икона: либо в Китае, либо в Америке. Остался только чудотворный источник от этой иконы на месте ее явления. Источник этот целебный не только с точки зрения христианской веры, он еще является минеральным.
Имеется несколько копий Табынской иконы. Все они дореволюционного письма и также прославились многими чудесами. Одна из этих копий находится в Орске, в нашем храме. Остальные — в Оренбурге, в самом Табынске и других местах. В Орск икону прислал Мануйл (Лемешевский) в 1948 году. Около десятка чудес от нее свершилось в разное время, в том числе и в недавние годы. Обо всем этом можно будет прочитать в моей диссертации.
— Отец Александр, заканчивается Великий пост, и, пользуясь случаем, задам Вам вопрос, который интересует многих наших читателей: как церковь объясняет его значение?
— Пост установлен потому, что сам Господь показал пример пощения. Он 40 дней и 40 ночей на горе ничего не ел и не пил, был искушаем дьяволом и победно выдержал эту борьбу. В подражание 40-дневного поста Господа Иисуса Христа православная церковь учредила этот пост. С одной стороны, это наша жертва Богу, с другой — средство к очищению души. Пост помогает человеку поднять его духовные силы на более высокую ступень, ибо в борьбе со страстями, с грехом пост оказывает существенную помощь. Когда однажды ученики Иисуса Христа спросили, почему они не могли изгнать беса из одержимого им человека, Господь ответил: «Сей род исходит только молитвами и постом». Поэтому пост вооружает духовно христианина, помогает в духовной борьбе с миром, с плотью и дьяволом. Пост не самоценность. «Пост и молитва — это два крыла, которые возносят человека к Богу», говорят святые отцы. Ценен не пост сам по себе, иначе он будет простым голоданием. Когда наше тело в довольстве, оно мало заботится о молитве. И наоборот, когда наш желудок сдерживаем, высвобождаются духовные силы человека. Это помогает достигать высот, к которым он стремится.
— А большой это грех, если православный христианин не постится?
— Конечно, большой. Древние каноны очень строго относились к непостящимся. Те христиане, которые не постились, отлучались от церкви. Сейчас мы более терпимо относимся к этому. Разрешается не поститься людям больным. Но если ты здоровый человек, ты должен поститься, так же, как должен ходить в храм, делать добрые дела. То есть мы должны свидетельствовать о том, что мы христиане, о том, что мы чада Божьи. А послушание церкви, послушание ее правилам, ее канонам — это и есть дела Божьи.
— Спасибо за беседу. Остается пожелать успехов в благих Ваших начинаниях и прежде всего в строительстве храма.
— Да, тем более, что сейчас время созидания. И его нельзя упустить. Мы должны обозначить нашу эпоху не только восстановлением храмов, но и восстановлением душ. За 70 лет люди наши изрядно покалечены духовно. И плоды атеизма и коммунистической идеологии мы все сейчас пожинаем.
Беседовал Николай КОРЖОВ.
НАЗАД | ВВЕРХ
|