НЕСКУЧНАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ НЕГЛУПЫХ ЛЮДЕЙ

#17(127) | Среда, 25 апреля 2001 года.

НА ПЕРВУЮ
НОВОСТИ
АСТРОПРОГНОЗ
РЕДАКЦИЯ
ССЫЛКИ
АРХИВ
ПИСЬМО
ГАЛЕРЕЯ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
СМОТРЕТЬ
ПИСАТЬ

Искать в Мегаэнциклопедии Кирилла и Мефодия:


TopList

 

ТАМОЖНЯ: Сутки на границе

Всегда полезно взглянуть на проблему с нескольких сторон: вероятность ошибочных выводов заметно снижается. К тому же такой подход к изучению вопроса немало способствует расширению кругозора. Руководствуясь этой мыслью, и решила я самолично разобраться, верны ли молвы отголоски, доносящие до свободных ушей доверчивых граждан расхожую фразу: «Таможня берет добром». И где мне было правду искать, как не в эпицентре интересующих событий, т.е. на АПП «Орский», а проще говоря — на орской таможне. Туда-то и отправилась я в один из дней, с трудом уговорив собственный организм потерпеть сутки без сна.

Уже предвижу восклицания скептиков: «Можно подумать, они (таможенники то есть) станут на глазах у журналиста «мзду» с проезжающих брать!» Целиком и полностью согласна — не станут. Хотя, сказать по правде, надо быть истовым поборником неподкупности, чтобы отказываться от денег, так часто и настойчиво предлагаемых. Своими глазами несколько раз видела, как несознательные индивиды буквально преследовали сотрудников таможни и пограничников в надежде решить вопрос посредством энного количества рублей. Впрочем, обо всем по порядку.

Знакомство

Я предусмотрительно не обольщалась насчет радушного приема собственной персоны на территории АПП, памятуя о паре нелестных репортажей, появившихся в «NB» и повествующих о нечистоплотной работе сотрудников таможни. Вопреки ожиданиям родной газеткой мне никто в лицо не тыкал, претензий не высказывал. Вокруг царила сугубо рабочая атмосфера: пост сдал — пост принял, туда-обратно вновь «забеспокоились» машины. Единственным, кто не пытался скрыть своего неудовольствия приездом корреспондента, была восточно-европейская овчарка с гордой кличкой Дик. Чуть не отхватив одним сжатием челюстей половину моей сумочки, пес неохотно отступил, повинуясь приказу. При этом, правда, продолжал сердито рычать, недружелюбно поглядывая в мою сторону. Позже меня просветили, что четвероногий сторож к женскому (человеческому) роду вообще с предубеждением относится. Впрочем, не только дамы у него не в чести: националист Дик еще и лиц азиатской национальности недолюбливает.

Знакомство с остальными сотрудниками и осмотр владений таможни заняли менее часа. Отсутствие признаков комфорта в помещениях и на территории, дефицит питьевой воды, ручные шлагбаумы, а главное — люди в форме и с автоматами приводили на ум еще одну широко известную фразу: «На войне, как на войне».

Взвесим сумочку

Угомонив в местной столовой позывные желудка завтраком, по рациону блюд больше напоминающим комплексный обед, я отправилась на прогулку по территории. Внимание привлекло помещение, с виду похожее на небольшой ангар, куда для прохождения досмотра поместили «мазду». Номерные знаки свидетельствовали, что машина казахстанская. Багажник автомобиля «по самое не хочу» был набит пищащими игрушками, пластмассовыми тазиками под салаты, сырницами и т.п. Трем женщинам-пассажиркам, которые по совместительству оказались хозяйками добра, предстояло поштучно продекларировать (т.е. перечислить) содержимое коробок и сумок на соответствующих бланках. Что они и сделали, запамятовав, правда, указать на бумаге десятка полтора салатниц и несколько игрушек. Невинная забывчивость стоила потерянного дня и денежного штрафа.

Сумма взыскания высчитывалась по так называемой упрощенной форме, поскольку коммерческого груза, судя по общему весу вещей, не усматривалось. Оформление необходимых документов заняло не менее часа, а остальное время женщины потратили на то, чтобы обменять казахстанские тенге на наши «деревянные» и уплатить штраф. В итоге невезучая «мазда» выехала за пограничный шлагбаум лишь поздно вечером. В общем, люди героически преодолели трудности, которые сами себе же и создали. Что ж, вполне по-русски.

Будете проезжать мимо?

Проезжайте. Ну, очень хочется попросить об этом граждан когда-то союзных государств, наблюдая, как они дружинами пересекают российскую границу в направлении, прямо противоположном своей родине. На «убитых» легковых автомобилях, группами по 6-7 человек в каждой, с тюками одежды не первой свежести, почерневшие то ли от загара, то ли от грязи, они, упрямо преодолевая таможенные и пограничные заслоны, едут в Россию. Говорят, чтобы подзаработать. Вопрос только в том, каким способом? Не секрет, что труд сезонников в последнее время активно используется русскими «крезами» в строительстве помещений и последующей их отделке. Казалось бы, никакого криминала. Но существует и оборотная сторона медали. Ее основой являются война в Чечне и наркотики.

В функции пограничников, с которыми в непосредственном соседстве «проживают» орские таможенники, входит контроль за перемещением через заставу физических лиц. Проверка паспортов осуществляется посредством компьютерной программы, главная цель которой — выяснить, не состоит ли проезжающий в «черном» списке неблагонадежных личностей, к примеру, в категории «террористы». На случай, если документ вызывает сомнения в подлинности, имеется специальный прибор «Эксперт-М», своего рода ультразвуковой рент-ген для бумаг. Кстати, процедура паспортно-визового контроля отнимает немало времени, отчасти поэтому автомобильная очередь перед АПП продвигается медленно.

Ответственность за перемещение грузов возложена на таможенное ведомство. Ему и карты в руки: незаконные перевозки наркотиков пресекать, контрабанду изымать, коммерческие грузы пошлинами облагать. Таможенники уверяют, что в меру своих скромных сил стараются эти обязанности выполнять. Видимо, силы и в самом деле скромные, если припомнить масштабы реализации и потребления наркотиков в Орске. Но не все так однозначно. Не стоит забывать, что в любое время года, за исключением зимы, контрольный пост можно без труда объехать по проселочным дорогам, коих в наших степных просторах накатано немало. И тогда уж ни крайних, ни виноватых днем с огнем не сыщешь. Такие дела…

Ловись, рыбка…

Благо, таможня в степи расположена: шустрые ветры быстро немилые носу запахи по простору рассеивают. А иначе задохнулись бы мы в тот день от навязчивого «аромата» свежезамороженной рыбы, которая на солнцепеке, естественно, начала оттаивать и давить на обоняние специфическим душком. 8 т натурпродукта следовало из Гурьева на новотроицкие прилавки в не приспособленном для перевозки скоропортящегося товара кузове «КамАЗа». Я от души посочувствовала инспектору, которому «подфартило» досматривать эту машину на предмет провоза грузов, не обозначенных в декларации. Топтаться в душном фургоне и прощупывать мешки с дохлой селедкой даже со стороны кажется занятием не из приятных.

К сожалению, российские таможни пока не располагают модернизированными средствами досмотра транспорта. Вот и приходится давить ногами лук, соскальзывать с рыбьей чешуи, заглядывать в каждую коробку. А если случается необходимость стопроцентной проверки машины, то процесс разгрузки-погрузки затягивается на несколько часов. Вот вам и дилемма: ускоришь процесс досмотра, чтобы не задерживать тех, кто выстроился у ворот АПП, рискуешь пропустить какую-нибудь незаконную гадость, припрятанную в укромном месте. Как говорится, выбирай, но осторожно. Но выбирай.

Автобусные страдания

Без особых проблем «отчаливали» автобусы, следовавшие из Орска в Актюбинск. Этого нельзя сказать о маршрутах в обратном направлении. С первого же дневного рейса пограничники санкционировали высадку четырех человек: двоих мужчин и женщины с ребенком. Все они граждане Таджикистана. У первых документы оказались недооформленными, а у дамы не нашлось свидетельства о рождении мальчика. На вопрос: «Ну, и куда же мы теперь?» стражи границы красноречиво указали им рукой на противоположную от Орска сторону: дескать, туда, откуда приехали.

Еще три женщины вынуждены были задержаться на таможне, поскольку везли баулы, содержание которых требовало заполнения декларации. Отставать от автобуса им явно не хотелось. Приняв меня за сотрудника одной из местных служб, девушки принялись уговаривать «порешать» их проблему «по-скоренькому», т.е. с помощью денег. Я сказала, что ничем не могу им помочь. И получила в ответ: «А зачем вообще тогда здесь стоите?» Эта же нервная дамочка резко развернулась и, оставив свои тюки на попечение подруг, побежала вслед за таможенником, рассчитывая на то, что он окажется более полезным.

А кому сейчас легко?

Обидно бывает иным «крученым» ребятам обламывать свой норов о пункты соответствующих инструкций. А ведь еще недавно была абсолютная уверенность, что деньги решают все. «КамАЗ» джинсов двое предпринимателей перевозили. Торопились. Старались объяснить это таможенникам. Очень убедительно на их шеях бренчали золотые цепи толщиной в большой палец. Не помогло.

Подслушивать нехорошо, но я не удержалась. Цитирую дословно слова одного из этих «джинсовых» магнатов, произнесенные в беседе с напарником: «Придется париться, документы оформлять. Блин, и смена «свежая», все на тебя, как на быка, смотрят. Не к кому с «предложением» обратиться». Ну, точно — бык! А я все голову ломала, думая, кого же он мне напоминает своим выражением лица.

«Это наша опергруппа»

Так представили мне ребят, поздно вечером подъехавших на «Ниве» к зданию таможни. Признаться, полноценной группой двоих человек можно назвать лишь с большой натяжкой, а вот насчет «опер» точно сказано. Ну, очень быстро они передвигаются, догоняя нарушителей границы, пытающихся проехать на территорию РФ, минуя АПП «Орский». Не знала я, чем рисковала, принимая приглашение разделить тяготы службы с оперативниками: при 120 км/ч по знаменитому российскому бездорожью, кажется, только мои волосы поднимались дыбом. Понятное дело, на малых скоростях «зайцев» вряд ли догонишь, но лично я в ту ночь получила хороший урок на тему: «Как ездить не надо».

На таможню мы вернулись с рассветом. За это время здесь наступило затишье: поток машин почти полностью иссяк. Еще немного, и оживление вновь пошло по нарастающей.

Вместо эпилога

За сутки «моего» дежурства в направлении Орска проследовали 64 легковых автомобиля и 15 грузовых (1 груженый), в противоположную сторону, соответственно 95 и 6 (1 груженый). По четыре автобуса проехали туда-обратно. 289 человек покинули пределы нашего государства, а 369 поступили наоборот. Популярна нынче Россия, однако.

Евгения БУРЯК.

P.S. Если у вас есть вопросы к сотрудникам или претензии к работе орской таможни, если возникают проблемы, решение которых зависит не от вас, если у вас есть желание переломить ситуацию в лучшую сторону, позвоните по телефону доверия таможни: 6-07-77. Выход всегда есть. И лучше искать его сообща. Попробуем?



НАЗАД  |  ВВЕРХ

НЕСКУЧНАЯ ГАЗЕТА ДЛЯ НЕГЛУПЫХ ЛЮДЕЙ

Разработка, дизайн, программирование: Файман Борис © 2000
New Ведомости © 2000

Хостинг от uCoz